г. Москва:
ул. Марксистская, д. 20, оф.2
М "Марксистская"
.
тел.: +7 (985) 302-02-55
WhatsApp, Vider
E-mail: rossella@list.ru
г. Омск:
тел.: +7 (913) 644-10-78
+7 (904) 824-75-09
WhatsApp, Vider
E-mail: rossella@list.ru

Мастер

Попали мне в руки старые часы — отдала знакомая девушка со словами:

— Что хотите, то и делайте, можете вообще выбросить…

Я вытерла их от пыли, собрала в мешочек рассохшиеся части корпуса. Маятник был отломан, циферблат весь покрылся темными пятнами и в середине его одиноко застыла только одна стрелка…

Не верила я, что невозможно восстановить эту реликвию — по моему предположению — 50-х годов XX века.

Знала я о существовании одного часового мастера — говорили мне, что только ему под силу восстанавливать такие вещи.

И вот приехала я в его мастерскую — скромный павильончик практически в центре города. Вокруг суетятся люди, может быть, даже не подозревая, что рядом живут и восстанавливаются традиции великих Мастеров.

Вначале мастер, с виду мужчина лет 60-ти, встретил меня не очень приветливо:

— Не знаю, ничего сказать не могу, кто вас послал, почему со мной не договорились…

Я уже думала, что отправит меня восвояси и, действительно, придется выбросить часы на свалку.

Но каким-то внутренним чутьем я понимала — нужен особый подход к этому человеку. Нельзя ему просто оставить эти часы и просто так просить их починить. Надо вместе с ним осознать это Великое Действие по оживлению часов — спокойно, терпеливо, без требовательности, с уважением и почитанием опыта и сегодняшней ситуации мастера. Казалось, что именно этого он и хотел — особого разговора, особого настроя между им и заказчиком. 

— Ну, давайте посмотрим, что там у вас, — наконец, согласился он произвести осмотр.

— О, ужас, кто это так их хранил, что делал с ними такое, чтобы часы пришли в такое состояние…
— Так — так, так…

Руки его со знанием дела прощупывали каждую детальку, винтики механизма из металла благородного цвета/ сейчас все это успешно заменяется пластиком/, глаза его “прилипали” к часовой конструкции и превращались как бы в саму конструкцию… Он становился Богом своего дела — наш простой мастер, с 40-летним стажем.

— А вот это знак Патента, видите клеймо? — и показал на красивую привинченную пластинку, почти как новую. На ней четко прописано, по какому Патенту сделал мастер в России часы от знаменитого Мозера — немецкого мастера. 

Узнав проявленную Работу, наш мастер уже не мог оторваться от механизма- он исследовал его как вдумчивый терапевт, как танцующий массажист Аюрведы- мягко, цепко, четко, чтобы не навредить никаким частям Тела, собирая его в Одно целое. Тело, мозг старых часов были жизнеспособны. При каком-то незаметном движении Мастера раздался удивительный живой звук часов, естественный звук живой Вселенной. Хотелось бы, чтобы он опять повторялся и повторялся.
И к этому мы придем. Вместе с Мастером. Он, этот Звук, будет радовать наших гостей центра и мы воссоздадим гармонию — он займет свое пространство взамен электронного звука, грубого, раздражающего и мертвого.

— Ну, а коробку уже другой мастер восстановит, краснодеревщик. Это тоже сложно, но возможно, — как бы с облегчением заключил мастер.

Но обследование, как оказалось, еще не было закончено. Он взял в руки ключик и вдруг произнес, что он не от этих часов, патентованных, а от настоящей модели Мозера. Именно такие, именные часы, висят у него в мастерской на стене/ кто-то сдал на ремонт/, но в них- не родной ключ, а восстановленный — ручной ковки конца XVIII в. Мастер говорил это в ходе своего исследования, а уже в следующую секунду отправил ключи – каждый к своим часам и те подошли, как будто всегда были на том месте… Как будто ждали этого момента десятки лет!
Так что, осталось всего лишь уведомить хозяев об истинной принадлежности ключей? В том-то и дело, что не так все просто. И тот, и другой ключик — настоящие шедевры конца XVIII и начала XX в., бесценны с точки зрения мастерства во времени. Мастер ручной ковки превзошел мастера оригинального ключа марки “Мозер”, либо они стали равными. Мозер известен в памяти людей, мастер ковки — нет.

Но сегодняшний Мастер, как истинный врач, исследующий состояние больного только по ему известным характеристикам, смог еще многое что рассказать не только о прошлом времени принесенных часов.

— У девушки вашей, что часы отдала, видимо еще часы были. И именно часы Мозера, от которых ключ попал к этим часам. А еще, кто -то в ее семье в речном флоте служил. Вот эти ключики от корабля, не от часов…

В мешочек с деталями и вправду попали чужие ключи, положенные отцом девушки, который и был моряком. Он же и собирал старые часы.

Я спросила Мастера:

— А можно пятна на циферблате как-то убрать — закрасить, например?

— Что вы, что вы! – воскликнул мастер. Мы можем это сделать, но тогда мы потеряем Все…
Как радостно было это слушать – “Мы…”

 И я поняла — что значит “Все” — потеряем весь смысл и всю историю, весь Путь этих часов.

Ведь им совсем скоро будет 100 лет. Мастер сказал, что они выполнены в 30-е годы XX в. Они хранят 80 лет первозданный звук, отсчет времени. Они выполнены с любовью и с великим мастерством. Они состарились от времени. Вначале работали на стене кухни, а потом приходили в негодность от ненадлежащего” образа жизни”/ почему-то их выставили на балкон и там они валялись 20 лет на жаре и морозе/, и просто потому, что Время старит всех. Но не умаляет первозданной чистоты.
И этот Мастер даже не делал попытки, как в современном косметическом кабинете, приукрасить утраченную молодость. Он не побеспокоил заслуженную, уважаемую старость, подчеркнул мудрость человеческого творения, способного долго служить.

Преемственность поколений не нарушена, мастерство восторжествовало… наряду с сегодняшней утратой этих качеств повсюду.


Е. А. Перепелкина,
ведущий специалист центр традиционной медицины “Аюрведа”.
2  февраля 2010 г.

 

Вернуться в рубрику