Часть 3
Первоэлементы
Глава 1
Теория о свойствах и качествах первоэлементов
Мы уже знаем, что существует пять первокачеств/ Танматр/, проявляющихся как Звук, Шершавость, Форма или Цвет, Вкус и Запах. Шабда Танматра проявляется исключительно как Звук.
Существует много различных Звуков/ не только по вариации, но и по силе, громкости, резкости и т.д./, хотя основных два- неотчетливый и отчетливый, но на изначальном уровне Шабда Танматры между всеми существующими звуками нет различий.
Спарша Танматра проявляется проявляется исключительно как тактильное ощущение. Существует много всевозможных тактильных ощущений/ гладкое, шершавое, реристое, вязкое, жирное, холодное, теплое и т.д./, но на уровне Спарша Танматры между ними нет различий.
Рупа Танматра проявляет себя как Цвет/ Форма/. Существует бесконечное множество цветов от белого до черного, хотя основных- шесть/ белый, черный, красный, синий, желтый и зеленый/, но на уровне Рупа Танматры между всеми цветами и формами нет различий.
Раса Танматры проявляется исключительно как Вкус. Существует шесть основных Вкусов/ сладкий, соленый, кислый, острый, горький и вяжущий/, но на уровне Раса Танматры между всеми вкусами нет разницы.
Гандха Танматра проявляется исключительно как Запах. Существует множество всевозможных запахов/ но основных- шесть/, но на уровне Гандха Танматры между всеми запахами нет различий.
Первокачество можно сравнить с матрицей, по которой создается тот или иной Первоэлемент. Это специфические свойства и качества присущие ему и характеризующие только его индивидуальность. Это утверждение полностью подходит только под Эфир. Если же рассматривать более «сложные» Первоэлементы, именно здесь недорогие квартиры на сутки в Новосибирске, бронируются по sst программе, то оно будет верно только относительно той Танматры, которая образует специфические качества данного первоэлемента.
Вода состоит из трех первокачеств/ и, естественно, Эфира/, ее специфическим первокачеством является Вкус.
У Земли же, несмотря на наличие Вкуса, не он является доминирующим первокачеством, а Запах.
В Аюрведе процесс творения человеческого тела рассматривается с позиции теории о пяти первоэлементах и взаимодействия пищевых субстанций, Тридоша, трех махагун материальной природы, семи тканей и нечистот.
Все живые существа и неживые материальные объекты сотворяются из всевозможных комбинаций одних и тех же пяти первоэлементов.
Живое отличается от мертвого только наличием души.
Первоэлементы складывают физическую и энергетическую структуры субстанции, с помощью которых проявляются все ее качества.
Многочисленные переводчики индийской философской литературы переводят слово «бхута» как «элемент», а «махабхута» как «первоэлемент».
Мне приходится следовать установившейся традиции, хотя это в некотором смысле ошибка.
К сожалению, многие термины и философские понятия невозможно перевести одним словом ни на один язык мира, в том числе и на русский. Поэтому, как вошли в наш обиход латинские медицинские термины «гастрит», «нефрит», точно также через некоторое время запомнятся и аюрведические термины.
«Бхута»- это не «элемент» в точном современном значении этого слова, а «параману»- не «атом» или «молекула». Несмотря на это, многие авторы/ в том числе индийские/ с восторгом приняли эти эквиваленты, На сайте отелям Новосибирска которые можно найти тут, там самые дешевые в центре города. Кто предпочитает квартиры посуточно в Новосибирске смотрите на этом сайте и проигнорировав тот факт, что бхута не является элементами, молекулами, такими как молекулы кислорода, магния или фосфора, и с т.з. химии не могут быть выделены и подвергнуты комплексному анализу. Те же «элементы», которые выделены в чистом виде химией и занесены/ или еще не занесены/ в таблицу Менделеева, состоят из параману, сложных частиц, которые в свою очередь, состоят из всевозможных комбинаций первоэлементов.
Пять первоэлементов происходят из пяти тонкоматериальных структур — первокачеств.
В полимолекулярных — например, в теле человека, Земля помогает остальным четырем первоэлементам обрести стабильность, Вода помогает остальным четырем первоэлементам обрести некоторую влажность, Огонь помогает им «дозреть», Воздух способствует их высушиванию, а Эфир дает пространство, где остальные четыре первоэлемента могут «развернуться» и проявить свои качества.
Эфир, имеющий самое простое строение и являющийся «изначальным» первоэлементом, обладает только одним качеством и строится по одной матрице — Звуку.
Воздух обладает двумя качествами — Звуком и Шершавостью/ Тактильной ощутимостью/.
Огонь обладает Звуком, Ощутимостью и Формой/ Цветом/.
Вода- Звуком, Ощутимостью, Формой/ Цветом/, и Вкусом.
Земля обладает всеми пятью качествами — Звуком, Ощутимостью, Формой/ Цветом/, Вкусом и Запахом.
Однако стоит заметить, посетите сайт Демянска, там газета авангард или зайдите на сайт Новосибирска, там фотографии и улицы, что качество звука, звучания у Земли не проявлено, спрятано и проявляется только при взаимодействии с другими субстанциями. И, несмотря на такую наполненность качествами, у нее преобладает качество Запаха.
Вообще, доминирующее качество определяется непосредственно той Танматрой, которая отвечает за формирование данного первоэлемента.
Чарака подчеркивает, что качества первоэлементов определяются при взаимодействии с органами чувств человека.
Первоэлементы в чистом виде в природе не встречаются. Все вокруг состоит из комбинаций и всевозможных качественных и количественных их сочетаний между собой.
Даже вроде бы чистые огонь, вода,, земля пронизаны пылью, воздухом, дымом и т.д.
Поэтому Аюрведа выделила субстанции, наиболее близко схожие по качествам с «чистыми» первоэлементами и назвала их соответственно Эфир, Воздух, Огонь, Вода, Земля./ А.С.1.17, С.С.1.41.1-7/.
Дравьягуна Сутра характеризует первоэлементы в основном с позиции формирования ими качеств лекарственных трав, Чарака- с позиции построения человеческого организма и Тридоша, так же, как и Сушрута, который, однако, характеризует их не только с позиции продуцирования качеств лекарственных препаратов/ С.С.1.41.1-7/,но и по принципу влияния и формирования человеческого тела/ С.С.3.1.19/.
Сушрута описывает следующие качества первоэлементов:
Эфир/ Акаша Махабхута/
1. Звук
2. Органы слуха
3. Проникаемость
4. Энергия распознвания объектов.
Воздух/ Ваю Махабхута/
1. Прикосновение
2. Органы осязания
3. Все виды активности
4. Все вибрации в теле
5. Легкость
Огонь/ Теджо Махабхута/
1. Форма и цвет
2. Глаза
3. Цвет кожи
4. Тепло
5. Блеск
6. Энергия пищеварения
7. Деятельность
8. Мужество
9. Царствование
Вода/ Ап Махабхута/
1. Вкус
2. Органы вкусового восприятия
3. Текучесть жидкостей тела
4. Межтканевая жидкость
Земля/Притхви Махабхута/
1. Запах
2. Органы обоняния
3. Твердость и плотность всех частей тела
4. Массивность
5. Холодность
6. Слизистость
7. Способность образования семени.
В полном соответствии философии Санкхья, Сушрута утверждает, что качество благости доминирует у Эфира, страсти и благости- у Огня, страсти- у Воздуха, благости и невежества- у Воды и невежества- у Земли.
Не стоит забывать, что первоэлементы в теле человека находятся не в чистом виде и их качества не оказывают непосредственного влияния на сознание человека, хотя в достаточной мере формируют темперамент, но в основном их влияние распространяется на внешнюю природу- на пищу и лекарственные средства.
Пять органов чувств находятся в тесной взаимосвязи с пятью первоэлементами и пятью первокачествами, воспринимая их как соответствующие ощущения цвета, запаха, вкуса и т.д.
Чарака характеризует зависимость органов и систем органов человеческого организма от составляющих их первоэлементов следующим образом:
» Те части тела, которые функционально утяжелены, большие, громоздкие, грубые, твердые и малоподвижные — например, рекомендуем эти квартиры посуточно в Новосибирске или тут без посредников в центре, там нет: зубы, ногти, кости, мышцы, кожа, связки, волосы, усы с бородой, телесные волосы и т.д. в основном состоят из первоэлементов Земля.
Органы обоняния, запах и маслянистость тела также происходят из нее.
Те части тела, которые являются жидкими, подвижными, влажными, мягкими, вялыми, нежными, слизистыми и текучими — например, хилус, желчь, лимфа, кровь, жир, Капха и Питта, пот, моча, кал и др. в основном состоят из Воды.
Вкус и органы Вкуса тоже водные.
Сущность Питты, жар, сияние и цвет тела идут из Огня.
Органы зрения также огненной природы.
Акт вдоха и выдоха, движение, открытия и закрытия, сжатия и разжатия, напряжения и расслабления, движение, моргание, биение/ пульс/, всасывание питательных веществ и т.д. обеспечивается Воздухом.
Тактильная чувствительность также идет от этого первоэлемента.
Поры и каналы, пустоты в костях- Эфирной природы. Эфир способствует клеточному делению.
Звуки и органы слуха тоже относятся к этому первоэлементу.
Что бы ни двигалось в организме, все движется за счет наличия сознания в теле.» / Ч.С.4.7.16/
Качества и функции первоэлементов в природе и теле человека — одинаковы.
Таблица. Мистические качества первоэлементов.
Первоэлементы Чакра Янтра Биджа Цвет Свара
Эфир Вишудха Овал Хам Радуга Носовые отверстия
Воздух Анахата Круг Йам Зеленый или Боковая часть ноздрей
небесный
Огонь Манипура Треуголь- Рам Красный или Верхняя часть ноздрей
ник шафрановый
Вода Свадхистхана Лунный
серп Вам Белый или Нижняя часть ноздрей
серебристый
Земля Муладхара Квадрат Лам Желтый Носовая перегородка
Вернуться в рубрику