г. Москва:
ул. Марксистская, д. 20, оф.2
М "Марксистская"
.
тел.: +7 (985) 302-02-55
WhatsApp, Vider
E-mail: rossella@list.ru
г. Омск:
тел.: +7 (913) 644-10-78
+7 (904) 824-75-09
WhatsApp, Vider
E-mail: rossella@list.ru

Часть 2. Философия и Аюрведа Глава 1. Философия творения мира

Часть 2
Философия и Аюрведа


Глава 1
Философия творения мира

Аюрведа- громадная область ведического знания, очень гармоничная и включающая в себя не только теоретические и практические медицинские знания, но и научно- философские принципы строения, сотворения и разрушения этого материального мира/ “ведическую физику”/.

Все аюрведическое знание базируется на понятии  Тридоша- трех основных составляющих физического тела человека: Вата/ газ, воздух/, Питта/ желчь, огонь/ и Капха/ слизь, вода; и тот, кто хочет понять, усвоить и применить на практике эту систему знания, должен понять и осознать, что такое Тридоша.

К сожалению, многие люди в Индии/да и не только в ней/ имеют очень абстрактное представление о Тридоша, но, несмотря на это, довольно часто используют этот термин в своем лексиконе.

Только они вкладывают в это понятие несколько иной, отличный от истинного смысл, и популярные ныне концепции отошли от истинно аюрведического понимания Тридоша.

В аюрведических текстах мы находим всевозможные описания качеств, функций и других показателей Вата-, Питта-, и Капха- дош в их нормальном состоянии баланса и состоянии дисбаланса, но нет таких сведений и методов, с помощью которых можно было бы легко и сразу понять природу этих субстанций.

Поэтому для получения необходимых знаний часто приходится обращаться не только к оригинальным аюрведическим писаниям или комментариям к ним, но и к “немедицинским” трактатам.

Итак, Вата, Питта, Капха, а также семь тканей тела и нечистот являются основными и фундаментальными понятиями Аюрведы и о них пойдет речь в этой книге.

Без этого фундамента все знание Аюрведы бесполезно, а лечение болезней по этой системе просто немыслимо и невозможно.

До введения терминов “Вата”, “Питта” и “Капха” необходимо достаточно подробно остановиться на ведической теории строения мира.

Чарака, Сушрута, Вагбхата и остальные авторы аюрведических текстов полагаются на научно- философские системы Ньяя- Вайшешика, Санкхъя- Патанджала и Пурва- Мимамса, базирующиеся на принципах и знаниях о пяти первоэлементах, а также на философии Веданты.

1. Философия Санкхъя
 
Санкхъя считает основной и единственной причиной возникновения этого материального мира/ Вселенной/ Внешнюю Природу Бога- Пракрити.
Пракрити является Божественной силой, Божественным промыслом, энергией Бога, никогда не появляющейся и никогда не исчезающей, вечной.
Из-за ее трансформации и возникает этот мир.
Об этом говорит отдел Санкхъя, называющийся Саткарьявада.
Пракрити- основополагающая субстанция, благодаря которой мир проявляется из тела Пуруши, Творца.
Разворачивание Пракрити происходит посредством трех модусов, или качеств- махагун, то есть Благости/ Саттвы/, Страсти/ Раджаса/ и Невежества/ Тамаса/.
В ведической литературе три махагуны называются Трипада или Тринанда- три основы, три столпа этого материального мира.
Саттва, или гуна Благости, описывается, как чистая, просветляющая, благостная.
Она является потенциалом сознания, поэтому пассивна и только поддерживает процесс творения, а также весь материальный мир в целом.

Сам акт творения идет исключительно за счет активности и деятельности Раджо- гунны, или страсти.

Третья гунна, Тамас/ невежество/, стремится разрушить сотворяемый мир и противостоит акту развертывания Вселенной.

Основные свойства Саттвы, Раджаса и Тамаса- Поддержание, Активность и Деятельность, Разрушение, а также, соответственно, удовлетворенность, боль и лень.
Эти три качества материального мира всегда вместе, в нераздельном состоянии, они все время взаимодействуют друг с другом и пронизывают собой все субстанции во Вселенной.
Абсолютно все в этом мире находится под их контролем, и все разнообразие качеств появляется из-за всевозможных их комбинаций.
Они целиком и полностью правят этим материальным миром.
Саттва, благость- разум, поддерживает в равновесии всю нашу Вселенную.
Следующая Махагуна- невежество- инерция, тормоз, сдерживающий фактор любой активности.
Она не производит никакой работы и пассивна, как, впрочем, и Саттва- гуна.
Вся работа, вся деятельность во Вселенной совершается за счет Раджо- гунны, страсти- принципа энергетического взаимодействия всего со всем в этом мире- порождаемого желанием.
Раджо- гунна описывается как неустойчивая, быстрая, напористая, а Тамо-гуна- как неподвижная, медленная, заслоняющая и сдерживающая.

Все части этого материального мира наитеснейшим образом связаны между собой законом совместной деятельности бесконечно большого количества частей единого целого, а желание является двигателем этого мира.

Один из первых афоризмов Ману Самхиты, Законов  Ману, говорит о том, что все в этом мире- хорошее или плохое, прогресс или деградация- происходит только от желания живого существа.
Помимо глобального воздействия на все живые и неживые объекты во Вселенной махагуны складывают ментальную конституцию личности, а Раджо- Гуна и Тамо-гуна, беря под контроль сознание человека, является причинами возникновения болезней.
Саттва гунна, вследствие своей чистоты, ведет к знанию, святости, здоровью и долголетию, поэтому одной из основных рекомендаций Аюрведы является поддержание себя на этом уровне.
Первым продуктом эволюции Пракрити является совокупность основ материального творения- Махат- таттва, причина проявления не проявленной до этого Вселенной.
Это базис возникновения Буддхи индивидуума.

Слово “Буддхи” достаточно сложно перевести на русский язык. Это не только разум в общепринятом понимании этого  слова, но и осознанность любого совершаемого человеком действия или поступка.
Ложное Эго/ Ахамкара/, это принцип извращенной индивидуальности, возникает после Буддхи.
Махагуны сразу же берут под свой контроль все нововозникающие элементы Пракрити.
Они заставляют идти процесс дальнейшей эволюции мира от Ахамкары двумя ветвями, зависящими от преобладающего влияния одной из гун — Саттвика и Тамасика путями.
Раджо-гуна за счет своей очень высокой активности только участвует в образовании Саттвика и Тамасика ветвей развития Вселенной, не давая при этом своего собственного пути образования компонентов этого мира.
Из Ложного эго, в аспекте благости, возникает ум, пять органов чувств, посредством которых человек познает материальный мир,- уши, кожа, глаза, язык и нос и пять органов действия- ноги, руки анус, гениталии, рот.
Ум также часто относят к органам чувств и называют  Антариндрия, или Убахиндрия, то есть, находящийся между  или над чувствами.
Из Ложного эго в аспекте невежества возникают первокачества/ Панчатанматра/, или пять тонкоматериальных первоэлементарных субстанций- Звук, Шероховатость, Форма, Вкус, Запах, которые способствуют образованию пяти первоэлементов/ Эфира, Воздуха,Огня, Воды и Земли соответственно/.

В Шримад Бхагаватам так описывается процесс возникновения Эфира:

“Из тьмы Ложного эго возникает первый из пяти первоэлементов-  Эфир. Его тонкая форма- Звук- связана с ним также, как объект наблюдения с наблюдателем.”

Аспект гунны страсти Ложного эго принимает участие как в образовании первокачеств/ Панчатанматра/, так и в образовании органов чувств живого существа.
Когда все вышеперечисленные материальные проявления мира обозначились, каждая из трех махагун пытается по своей природе занять доминирующее, контролирующее положение по сравнению с другими, а оставшиеся гуны пытаются вытеснить доминирующую гуну с ее положения.

Так идет их постоянное взаимодействие, помогающее дальнейшей эволюции материальной Природы.

Органы чувств возникают из пяти первокачеств, проявляясь непосредственно из Ложного эго, но, соответственно, воспринимают только одно из них по принципу комплементарности.
Каждый орган чувств воспринимает только одно качество мира из пяти/ уши воспринимают звук, глаза- форму и цвет, кожа- тепло и структуру материала ит.д./

Из пяти первокачеств возникают пять первоэлементов- Эфир, Воздух, Огонь, Вода, Земля, из которых формируются все живые и неживые, тонкоматериальные и грубоматериальные  объекты.

Если сосчитать все элементы творения, то мы получим двадцать четыре составляющих Махат-таттвы.

Но нельзя забывать, ради чего идет процесс сотворения этого материального мира.

Без Души весь этот мир останется мертвым.

На самом деле он создается только ради нее.

Душа — краеугольный  камень этого мира, созданного для самореализации и самосознания.

Есть два типа душ — свободная и самосознающая свою природу, которая даже в этом материальном мире не теряет своего изначального осознания себя и Бога;
и обусловленная, попавшая под колдовское влияние Майи, иллюзии материального мира низшей энергии Господа.

И основная задача души, попавшей в плен материального мира: прийти к осознанию себя, поднявшись на уровень Мокши/ но не “освобождения” в имперсональном понимании этого слова, а на уровень сознания “над гунами”/, поняв свою духовную природу.

Помимо душ, этот мир населен духами- как добрыми, так и злыми по отношению к человеку, выполняющими контролирующую и поддерживающую Природу функцию.

Мельчайшие частицы мироздания, первоэлементы, с помощью первокачеств формируют как неорганическую материю, так и органическую.
Процесс формирования физических тел и субстанций идет от образования простых объектов к более сложным и полимолекулярным.
Неорганические тела, растения и животные – три ступени процесса проявления всевозможных качеств этого мира, которые также возникают по принципу увеличения сложности, уровня сознания и активности, а также свободы проявления индивидуальности.

Чем выше уровень сознания живого существа, тем сложнее устроено его тело, тем больше он имеет возможностей и обязанностей, но тем меньше свобод.

В этом ошибочность материалистической теории Чарльза Дарвина, говорившего о телесной эволюции видов в борьбе с внешними проявлениями реальности, о естественном отборе, наследственности и изменчивости.

На самом деле, идет процесс эволюции сознания от более простых форм/ микроорганизмы/ до высших/ святые мудрецы/ форм жизни.

В человеческой форме жизни живое существо получает возможность или развиваться дальше до уровня обитателей райских планет, деградировать до уровня животных, растений, минералов, или, осознав себя, уйти к Господу.

В организме человека три гуны материальной природы оказывают влияние в первую очередь на его ум.
Если преобладает влияние гуны благости, то человек стремится к знанию и самосовершенствованию, его дела и помыслы чисты, а тело здорово.
Если доминирует гуна страсти, то ум человека очень активен и деятелен, быстро перескакивает с одного объекта на другой, человек не может ни на чем долго концентрироваться, испытывает много противоречивых и негативных эмоций, знание его ложно и отрывочно, а болезни протекают в острой форме.
Влияние гуны невежества отнимает знание, счастье, радость и здоровье, давая взамен лень, волнение, иллюзию.

Все многомолекулярные тела состоят из первоэлементов и первокачеств, и глубоко заблуждаются те, кто считает, что Эфир не принимает участия в процессе их образования и что  все вокруг происходит только за счет трансформации Земли или Огня.

2. Система Ньяя- Вайшешика

Из шести основных  философских систем Ведической науки только система Ньяя Вайшешика как  физическая теория строения  Вселенной наиболее полно и широко проявила себя и далеко ушла в процесс объяснения физических законов этого мира, особенно в связи с выявлением характеристик пяти первоэлементов- Эфира, Воздуха, Огня, Воды и Земли, которые, как утверждает Вайшешика, являются наимельчайшими частицами, образующими все полимолекулярные объекты.

Профессор Др.Радхаркришнан так отзывался об этой научно- философской системе:

” Позиция более научна, чем спекулятивна, более аналитична, чем синтетична. Знание приходит тогда, когда уходит ментальная спекуляция. В духе настоящей/ современной- М.М.д./ науки, Вайшешика формулирует основополагающие характеристики принципов строения этой Вселенной. Это не философия, это физика! Ньяя и Вайшешика выявили основные принципы зарождения материальной Природы, Ее законы, а также субатомную теорию строения Вселенной. Она классифицировала и дала характеристики каждой категории веществ в свете этой теории.”

Это представляет особый интерес для Аюрведы, так как здесь мы рассматриваем в основном многомолекулярные, “громоздкие”  объекты, и потому изучение Аюрведы и, в частности, Чарака САмхиты, начинается с изучения основных принципов философии. Вайшешика.

Философия Вайшешика начинается с изложения доктрины о Падартхах.

Существует шесть Падартх, описанных мудрецом Гаутамой в Ньяя сутре.
Дословно “Артха” можно перевести как объект, а “Пада” как “стопы”.

Абсолютно все проявления мира укладываются в эти шесть Падартх:

1.    Материя, субстанция.
2.    Качества.
3.    Действие, воздействие, движение.
4.    Всеобщность, неопределенность.
5.    Индивидуальность, специфичность, раздельность.
6.    Нераздельность, комплементарность.

В некоторых источниках приводится седьмая Падартха- Небытие, Несуществование, которая является противоположностью первых шести, называемых существующими, проявленными.
С помощью шести первых Падартх можно проанализировать все объекты материального мира.
Первые три имеют реально ощутимое материальное проявление, остальные являются в большей степени  философско — физическими категориями.
С другой стороны, можно выделить три аюрведические Падартхи, о которых говорит Чарака / чистота- душа-тело/, или четыре, о которых пишет Сушрута/ личность- болезнь- способ лечения -терапия/.
Чарака в первой главе Сутрастханы Чарака Самхиты перечисляет все Падартхи и дает им краткое объяснение.

1.  Материя.

Cубстанция в Ведах определяется следующим образом:” Там, где качества и действие существуют одновременно и в неразрывном состоянии, это и есть субстанция, материя”/ Ч.С.1.1.51, В.Ш.1.1.15/.
Субстанция обладает определенными, характерными для них, качествами.
Есть два класса качеств- те, которые принадлежат одновременно множеству объектов сразу, и те, которые складывают индивидуальную характеристику данного конкретного объекта, создавая тем самым его индивидуальность.
Например, имеется золото, серебро и медь.
Все три объекта- металлы, ковкие, плавкие, блестящие, тяжелые и т.д.
Эти качества у них общие, и по ним мы не можем точно сказать, какой из металлов перед нами.
Для систематизации нам необходимо знать индивидуальные качества каждого из них- только данному объекту свойственные черты, по которым мы безошибочно определим, где золото, а где- серебро.
Шаблоном творения объекта являются общие качества, затем на них накладываются индивидуальные  гуны ,  и возникает его карма — индивидуальное воздействие на окружающий мир, проистекающее из его качеств.

Нераздельность является основным видом связи в материи. Она бывает внешняя и внутренняя. Первая образует объекты, а вторая способствует обретению ими индивидуальности и целостности.

Качества и действие существуют только в комбинации с материей.
Вне ее нет ни качеств, ни действия.
Подобным же образом вид и разновидность тоже парны и нераздельны, но не абсолютны.
Поэтому-то вид и разновидность существуют в неразрывной связи с  субстанцией.
Вне ее нет ни вида, ни разновидности, ни специфичности.

Соответственно, части и целое субстанций и их качества, воздействие и положение воздействия в видовой характеристике, специфичность и субстанция, относительно которой все эти качества проявляются, и внешняя, основная,  первородная субстанция, отличны друг от друга.

Вне субстанции нет комбинаций, связей и комплементарности.

Поэтому субстанция, материя — фундаментальная и основополагающая сущность.

Существует десять основных, первоначальных, субстанций, причем Вайшешика включает в этот список и душу, однако сообщая при этом, что она не принадлежит этому материальному миру:

1.    Земля.
2.    Вода.
3.    Огонь.
4.    Воздух.
5.    Эфир.
6.    Душа.
7.    Ум.
8.    Время.
9.    Пространство.

Эти девять компонентов образуют все материальные и нематериальные/ тонкоматериальные/ объекты.

Эфир, время и пространство все наполняют собой и пронизывают все в этом мире, являясь самыми распространенными из субстанций.
“Душа и  Ум, Эфир и Время, Время и Пространство, а также атомы не ощутимы органами чувств”/ В.Ш.8.1.2/

Когда речь идет об Эфире, Воздухе, Огне, Воде и Земле, подразумеваются не грубоматериальные их проявления, а первоэлементы.

Существует и другое, аюрведическое, понимание термина “субстанция”.
С позиции Аюрведы , как “Науки о Жизни”, субстанция/ растения, пища и лекарственные препараты/- причина возрастания и увеличения или уменьшения и убывания тела живого существа, действующая тем или иным образом благодаря своему первоэлементарному составу, соединенности и нараздельности.

Существует два вида материи — творящая и сотворяемая.

А. Торящая материя

Творящая материя- это компонентарная субстанция, пребывающая исключительно в мельчайшей и неделимой форме.

К ней относятся первокачества, первоэлементы, душа, ум, время и пространство.

Все многоатомные элементы этого мира состоят из мельчайших частиц, из творящей материи.

Частицы творящей материи, комбинируясь во всевозможных сочетаниях и попадая под влияние махагун, порождают все разнообразие этого мира.

Б. Сотворяемая материя.

Сотворяемая многоатомная субстанция пребывает в многоатомной форме и состоит из комбинаций первокачеств и первоэлементов, то есть из элементов творящей материи.
В свою очередь, сотворяемая материя бывает живая и неживая:
“Та субстанция, которая обладает чувствами, называется живой, а бесчувственная — неживой”/ Ч.С.1.1.48/

1. Живая, чувствующая природа.

Все жизненные формы относятся к живой природе и характеризуются наличием чувств, функционирующих только тогда, когда в теле присутствует душа, дающая жизнь  и сознание мертвому по своей природе телу.
После ухода души из тела признаки жизни исчезают, и мы говорим, что тело мертво.
Таким образом, проявление жизнедеятельности, то есть чувства, еда, сон, секс, оборона и др. являются признаком каждого живого существа.
Одно из основных качеств души — ее активность — стремление совершать действия.
В низших формах жизни это  действия на уровне инстинктов, а в высших — как на уровне коры головного мозга, так и на уровне подкорки.

“Душа невидима, непостижима и неизменна”

Душа не является субстанцией в материальном смысле этого понятия, ведь она относится не к низшей, материальной энергии Господа, а к его пограничной энергии.
Как капля океана является его подобием, только в количественном соотношении много меньше его, так и Атма является практически абсолютным бесконечно малым подобием Нараяны, Пуруши, Творца и находится в подчиненном Ему положении.

Веды описывают душу  как “Нитьях”- вечную/ Б.Г.2.24./, которая никогда не создавалась и никогда не умрет.
Итак, для того чтобы материя была живой, необходима душа.
По своим проявлениям живая материя открыто проявляет себя/ животные/ и скрыта внутри организма/ растения/.

Животные

Санскритское слово “Бахишчетана”, описывающее эту группу живых существ, можно дословно перевести как “жизнь снаружи”.
Легко заметить, что у всего этого класса жизненные признаки проявляются очень активно, и можно без затруднения сказать, что они действительно живые существа, имеют душу и обладают сознанием и чувствами.
К животным относятся млекопитающие — люди, животные и т.д., птицы, животные с низким уровнем сознания- насекомые и т.д. и низшие формы- подземные и водные- черви, рыбы, пиявки и т.д.

Растения

Санскритское слово “Анташчетана”, описывающее эту группу живых существ, можно дословно перевести как “жизнь внутри”, незаметная.
К этой категории относятся все высшие растения, кроме лекарственных, живущие внутри — бактерии, вирусы и т.д., споровые и все лекарственные растения.
Можно заметить, что на самом деле абсолютно все растения являются лекарственными, но в данном случае речь идет о растениях, лекарственные свойства которых очень сильны.

Всего существует 8 400 000 видов живых существ, отличающихся друг от друга типом тел, находящихся в зависимости от уровня сознания, стремления к чувственным наслаждениям и кармы.
“Все в этом мире проистекает от желания”, — говорит Ману Самхита.
И в угоду нашим желаниям и качествам мы получаем те или иные типы тел.
Чем выше уровень сознания, тем более совершенные тела мы получаем, но суть в том, чтобы обрести свое изначальное сознание- осознание своей духовной природы и осознание Бога.
В этом случае живое существо больше не родится в этом материальном мире, а отправится к себе домой, к Господу.
Об этом говорят все Священные  Писания.

2. Неживая, бесчувственная природа.

Все, что лишено чувств и души, относится к неживой природе.
Она делится на два вида: на все то, что сотворено Богом- горы, реки, моря и т.д. и на то, сделано человеком или животными- стол, дом, гнездо, муравейник и т.д.
Не стоит забывать, однако, что многоатомная субстанция состоит из сотворяющей материи, из мельчайших частиц мироздания,  созданных Природой Бога, и мы можем только перераспределять эти частички, комбинируя из единичных атомов и молекул полимолекулярные объекты.

Исходя из всего сказанного выше, возникает вопрос: может ли творящая материя быть сотворяемой и в каких случаях?
Действительно, Эфир является во всех ситуациях творящей материей, или творящим первоэлементом, а Вода по отношению к нему- сотворяемая, ведь для возникновения первоэлемента Вода необходим Эфир как составная часть.
Об этом более подробно речь пойдет в главе о пяти первоэлементах, их свойствах, качествах и принципах возникновения/ см. часть 3/.

Помимо сотворяемой и творящей, материя делится на проявленную и бесформенную.

Материя проявлена, если обладает тремя свойствами:

1.    Ограниченностью положения в Пространстве.
2.    Количественностью,  измеримостью.
3.     Действием.

Если у субстанции хотя бы одно из этих перечисленных качеств не проявлено, то это не проявленная, бесформенная материя.

Очень  важную роль играет аюрведический подход к понятию субстанции.
 В качестве субстанции Аюрведа рассматривает лекарственные травы, минералы, продукты питания и т.д.
Помимо этого Аюрведа делит субстанцию на несколько видов по воздействию на Тридоша:
та, которая уменьшает доши в теле,
 та, которая увеличивает доши,
и та, которая не меняет баланса Тридоша, поддерживая тем самым здоровье.

2. Качество.

В Ведах дается много определений качества/ Ч.С. 1.1.49, В.С.1.1.16/, одно из которых звучит так: “Соединение первокачеств /Танматр- Звук, Шершавость, Форма/ Цвет/, Вкус и Запах/ с двадцатью основными качествами / легкий- тяжелый, холодный -горячий- Гуру -Лагху,  Сита-Ушна и т.д./, знанием, моментом силы и т.д. является качеством данного объекта”.

Без  объекта качества не существует.

Когда мы смотрим на красный леденец, мы думаем, что он красный и сладкий, то есть, когда проявлены качества сладости и красноты, мы говорим об этих качествах вкуса и цвета, которые и являются качествами данного леденца.
Но когда Вайшешика говорит, что данный леденец окрашен в красный цвет и имеет сладкий вкус, она подразумевает, что это не качества цвета и вкуса, а краснота и сладость данного леденца.

Вайшешика выделяет семнадцать качеств/ В.С.1.1.6/:
1.    Форма, цвет.
2.    Вкус.
3.    Запах.
4.    Шершавость.
5.    Номер.
6.    Размер.
7.    Индивидуальность.
8.    Сочетаемость.
9.    Несовместимость.
10.    Приоритетность, первичность.
11.    Вторичность.
12.    Знание.
13.    Состояние счастья, наслаждение.
14.    Состояние несчастья, боль, страдание.
15.    Желанность, симпатичность.
16.    Антипатичность, отвращение.
17.    Усилие.

Прашастапада прибавляет к этим семнадцати гунам еще семь и говорит о двадцати четырех качествах:
18.    Тяжесть.
19.    Агрегатное состояние.
20.    Вязкость.
21.    Достойность.
22.    Недостойность.
23.    Звучность.
24.    Способность.

Чарака и некоторые другие авторы выделяют сорок одну Санкхйагуну/ Ч.С.1.1.49/.
Это:
Пять объектов чувств:
1.    Звук.
2.    Шершавость.
3.    Форма. Цвет.
4.    Вкус.
5.    Запах.

Легкий — тяжелый и т.д., всего- двадцать.
Они подробно описываются в ДРАВЬЯГУНА Сутре в главе Гунапракаранам.

Разум.
Заканчивающиеся усилием:
1.    Желанность, симпатичность.
2.    Атипатичность, отвращение.
3.    Состояние счастья, наслаждение.
4.    Состояние несчастья, боль, страдание.
5.    Усилие.

Начинающиеся с двойственного.

Все эти качества очень широко используются в Аюрведе для описания свойств лекарственных трав и, соответственно, их воздействия на баланс Тридоша и процесс формирования семи тканей.

Помимо сорока одной гунны Аюрведа вводит две дополнительные для описания качеств человеческой психики — привычка, обычай и разумность, которые сближаются с достойностью и недостойностью.

Аюрведа утверждает, что человеческое тело состоит из первоэлементов, комбинация которых приводит к образованию двадцати особых качеств, которые, конечно же, проявляются не только в человеческом теле, но и во всех многоатомных субстанциях.
Очень важно уметь выделять эти гуны, характеризуя свойства лекарственных препаратов и пищи, а также нарушения, происходящие в организме человека при болезнях.

Эти качества парные, и если проводить параллели с древнекитайской традицией Инь — Янь, то можно найти общие черты, утверждая, что одни гуны имеют иньскую, женскую, лунную природу, а другие- янскую, мужскую, солнечную, и по этим признакам их  и делят на пары.

Вот эти десять пар гун:

1.    Тяжелый — легкий.
2.    Горячий — холодный.
3.    Сухой – влажный , вязкий.
4.    Активный — пассивный.
5.    Подвижный — неподвижный.
6.    Твердый — мягкий.
7.    Чистый  — слизистый.
8.    Шершавый – гладкий.
9.    Большой – маленький.
10.   Твердый – жидкий.

В зависимости от первоэлементов, доминирующих в объекте, он приобретает те или иные качества, являющиеся его индивидуальной характеристикой.

3. Действие.

“То, что неотделимо от субстанции и проистекает из ее качеств, являясь причиной ее взаимодействия с окружающим миром, называется действием.”/ В.С.1.1.17, Ч.С. 1.1.52, ДГ.С.7.1/.

Воздействие одной субстанции на другую складывается исключительно из ее качеств и зависит от доминирующих первоэлементов, образующих данную субстанцию.

Молоко, обладающее качеством холодности, при употреблении сильно охлаждает  тело, а красный перец, горячий, согревает его.

Тридоша также обладают индивидуальными качествами и знание качеств субстанций, принимаемых в пищу, позволяет сознательно увеличивать или уменьшать ту или иную из дош.
Так как воздействие – динамическая характеристика субстанции, в отличие от статической/ качества/, она обязательно связана с тем или иным видом движения.

Канада выделяет пять видов движения:

Увеличение/ подъем/
Уменьшение/ спуск/
Противопоставление
Расширение
Движение  в целом.

Принципы и вид движения многих субстанций можно уловить с помощью органов чувств,

а движение остальных выводится по специальным формулам

или принимается за аксиому.

Можно смело утверждать, что неподвижных субстанций практически нет / конечно, стоит взять в расчет и первоначальное движение Эфира, давшее все разнообразие объектов в природе/.

Чарака подходит к понятию воздействия несколько с другой позиции, определяя его как “праятнади карма чештитам учьяте”/ Ч.С.1.1.49/. Там, где проявляется причина, возникает усилие.

Совокупность их есть Действие.
Оно производит желание.
Его исполнение порождает повторное действие, а все в совокупности и есть конечное действие.

Результат появляется только благодаря действию./ Стоит учитывать, что бездействие тоже является  действием/.

Поэтому, чтобы добиваться чего- либо,  необходимо приложить момент силы,  импульс, или,  другими словами, усилие.

Можно привести следующий пример: если мы хотим сделать шаг, то есть совершить движение, нам необходимо приложить усилие для сгибания мышц ног, поясницы и т.д., которое складывается из более мелких действий, в свою очередь являющихся причиной мышечного сокращения, совместное движение которых/ сокращение и расслабление/ дают нам  возможность совершать генеральное действие- перемещение тела, движение.

4. Сходство и Различие.

Если мы говорим о возможности существования множества разнообразных субстанций или объектов, очевидно, что в чем-то они должны быть похожими.
Субстанции должны иметь некоторые общие признаки, ведь они — субстанции, но они также должны отличаться друг от друга, ведь они- различные субстанции.
Когда мы находим одинаковые признаки у различных субстанций, мы называем их сходством, а когда видим их различие и находим множество отличительных признаков, то мы называем их различием, таким образом, сходство и различие суть две противоположные и несколько абстрактные  категории, свойственные субстанциям.

Слово “Саманья” образовано от прилагательного “Самана”- “одинаковый”, “сходный”.
Оно проявляется как сходство некоего множества объектов, характеризующее их  общность, а не индивидуальность.

Сходство объединяет объекты по общим признакам, формируя из них очень широкие классы.
Отдельные деревья, города, люди обладают сходными качествами/ в пределах всего класса, разумеется/, что и есть Сходство.

Различие является полной противоположностью Сходства и проявляется как индивидуальные, принадлежащие только данному объекту черты и набор качеств.
Различие помогает различать и дифференцировать схожие объекты и характеризует все отличительные признаки данной субстанции по сравнению с аналогичными .

Нет двух совершенно одинаковых людей, даже две автомашины, сошедшие одна за другой с одного и того же конвейера, отличаются друг от друга.
Это отличие и есть Различие.

Чарака пишет/ Ч.С.1.1.45/: ”Сходство соединяет все различия и несходства объектов, являясь причиной их разнообразия. Напротив, Различие способствует проявлению в подобных категориях объектов разнообразных выражений, намерений или действий, несмотря на  сходство самих объектов”.

Сходство соединяет, а Различие — разъединяет.

Сходство создает классы подобных объектов, а Различие образует в этих классах индивидуальности.

Во всех местах и во всех континентах доминирующее качество называется Различием.

Особое положение концепции Сходство — Различие занимает в Аюрведе, ведь они являются фундаментальными принципами диагностики и лечения заболеваний в силу Закона о Сходстве и Различиях.

Чарака так говорит о нем:
“Причина возрастания и увеличение качеств, субстанций и действия —  всегда Сходство, а причина их убывания и уменьшения- Различие. Оба являются причинами изменения субстанций.”/ Ч.С.1.1.44/.

Именно это является одним из основных принципов лечения всех заболеваний, но об этом — позже.

5. Взаимодействие.

Между двумя или несколькими субстанциями могут иметься два вида взаимоотношений и взаимодействий — соединенность и нераздельность.

Соединенность — это временные отношения между субстанциями, которые могут в любое время прерваться, причем субстанции находятся вместе, не оказывая глубокого воздействия на параллельную субстанцию.

Можно привести такой пример: картина висит на стене, но взаимодействие стены и картины не оказывает большого влияния ни на одну, ни на другую. Поэтому можно сделать вывод, что соединенность — это внешние, поверхностные взаимоотношения двух или нескольких субстанций.

Прашастапада дает следующее определение нераздельности:

“Связь существования  и существующего объекта, которые неотделимы друг от друга и находятся одно с другим во взаимосвязи, так что можно сказать “это в этом”, называется нераздельностью”./ В.С.7.2.26/.

Чарака говорит:

“Нераздельность есть соединенность субстанций с их качествами. Это возможно только по причине нераздельности субстанций с ее качествами”. /Ч.С.1.1.50/.

Можно сказать, что нераздельность – это глубочайшая взаимосвязь частей единого целого друг с другом и одновременно с полным целым, причем эти отношения не могут быть прерваны без глобального изменения структуры и качеств обеих субстанций — как части, так и целого.

Качества и состояние целого напрямую зависит от качества и состояния его составных частей.

Примером может послужить организм человека. Взаимодействие органов и систем органов друг с другом – нераздельность, а взаимодействие человека с дорогой, по которой он едет на работу, — соединенность.

 

6. Небытие

Небытие, несуществование — последняя Падартха, являющаяся отрицательной по сравнению с первыми шестью, называемыми существующими Падартхами.
Это наиболее эмпирическое и философское понятие среди них всех.
Понятие “небытие” можно достаточно легко объяснить, проводя параллели с соединенностью и нераздельностью.
Допустим, у одного человека есть красная машина. Это соединенность. Но у него нет зеленой машины, и это — небытие.

Небытие бывает двух видов — взаимное исключение и отсутствие.

1. Аньеени Абхава
Это взаимное исключение, невозможность существования в одном месте, одновременно и в одной структуре двух разных субстанций.
Можно сказать , что на основании взаимного исключения подводится итог отличиям одной субстанции от другой.
Когда одна субстанция отличается от другой или одно состояние противоположно другому, в данный момент времени они взаимно исключают друг друга.

Давайте рассмотрим простой пример: если человек лыс, одновременно с этим он не может иметь волосы на голове.

Или,  стул отличается от стола, поэтому невозможно существование стула в структуре стола или стола в структуре стула/ другое дело, что на столе можно сидеть/.

2. Самсарга Абхава
Отсутствие какой-то субстанции, качеств или какого-то специфического действия в данной субстанции называется Самсарга Абхава.
Отсутствие относится или к одной субстанции, или к частям и целому.
Отсутствие может быть трех видов:
несуществование в прошлом,
несуществование после разрушения,
абсолютное небытие.

Не существование в прошлом относится к субстанции, не существовавшей до момента создания.
Например, горшок не существовал до того, как гончар его вылепил. Не существование после разрушения относится к разбившемуся кувшину – он перестал существовать как кувшин.

К категории абсолютного небытия относится вечный двигатель и все остальные невозможности.

Только остановившись на Падартхавигьяне, можно приступать к изучению теории о пяти первоэлементах, которые непосредственно складывают Тридоша, придавая им качества и определяя их функции.
Знание о Падартхах поможет легче и правильнее понять принципы, по которым первоэлементы складывают этот мир.

 

Вернуться назад