г. Москва:
ул. Новый Арбат, д.11/1 М "Арбатская",
ул. Марксистская, д. 20, оф.2
М "Марксистская"
.
тел.: 8-985-302-0255,
8-926 768 2832
г. Омск: 
ул. Перелёт
а, д. 3/1
тел.: 8-3812-71 71
56,
8 913 644 1078

Часть 1
Введение

 

Глава 2
Эволюция Индийской медицины

 
Сложно сказать,  кто и когда ввел такое понятие, как индийская медицина, назвав этим термином Аюрведу.


В настоящее время в Индии существует несколько медицинских направлений, вышедших их аюрведического знания.


Это собственно Аюрведа как она есть, тибетская медицина/ распространена в основном на севере страны, причем, не очень широко/, Сиддха- медицина/ охватывающая в основном северо- запад Индии/ и Юнани- медицина, являющейся конкуренткой Аюрведы, особенно на юге страны.


О том, что собой представляет Аюрведа и тибетская медицина, читатель какое-то, даже  если и смутное, представление, но имеет, а вот о Юнани - и Сиддха- медицине вряд ли слышал.


Юнани медицина выкристаллизовалась из Аюрведы в те времена, когда мусульмане начали захватывать индийский субконтинент и некоторые врачи нашли пристанище в Древней Греции и в Персии.


Они переняли знания греческих, персидских и иранских врачей/ в частности, Абу Али Ибн Сины/, соединив их практический опыт со своим собственным аюрведическим знанием, передвая эти традиции своим детям и внукам- так родилась эта система медицины.


В своей практике Юнани- медицина широко использует ароматические масла, драгоценные камни и вытяжки из цветов.


Сиддха- медицина пользуется большой полпулярностью у людей, поклоняющихся Господу Шиве.


Эта система врачевания использует для лечения людей мистические силы, в том числе Шакти врача, амулеты, обряды, заговоры, заклинания, магические травы.


Другими словами, можно сказать, что это тантрическая медицина.


Корни всех этих систем медицины стоит искать в Ведах- самых древних на земле священных писаниях.


Однако считать, что медицинская наука появилась в Индии одновременно с текстами Вед, записанных Вьясадэвой, несколько неверно.


Дело в том, что Веды были известны с начала творения этого мира, но записаны около пяти тысяч лет назад, и, следовательно, аюрведические тексты тоже были записаны много позже, чем были составлены или поведаны.


Во всех четырех Ведах- Ригведе, Самаведе, Яджурведе и Атхарваведе, а также в Махабхарате, пятой Веде, можно найти стихи, повествующие о свойствах лекарственных трав, строении человеческого тела, болезнях и их лечении, медицинские заговоры и заклинания.


Например, в Ригведе описывается явление Господа Дханвантари/ Р.В.9.112/, собраны молитвы, обращенные к Индре, Ашвини- Кумарам и другим полубогам с просьбой помочь сохранить здоровье и вылечить болезни людей, а также гимны- восхваления на многочисленные исцеления известных мудрецов, воинов и царей/ Р.В.1.116-120; 2.39.4-7;5.74.5/, упоминаются медицинские свойства воды/ “В водах- Амрита, в водах- целебные свойства. Выпивая чистейшую  воду, о кони, вы получаете силу…”/, даются мантры поклонения водам/ “О Воды, пожертвуйте щедро целебное средство, как зашиту для тела моего, и чтобы я долго видел солнце”/ Р.В.1.23.21/.


В Яджурведе и Самаведе есть много стихов о лечебных свойствах трав и минералов.


Из всех четырех Вед, Атхарваведа более других наполнена медицинским знанием. В ней можно найти не только шлоки о медицинском применении трав и минералов, но и информацию о причинах и сути болезненного процесса/ А.В.1.23-24;1.36/.


Эта Веда содержит гимны о внутриутробном развитии человека, о пяти видах внешней Праны и о пяти видах Праны, действующих в теле человека.


В ней упоминаются имена авторов классических аюрведических текстов: Чараки и Сушруты.


С другой стороны, Чарака в Чарака Самхите перечисляет мудрецов, собравшихся слушать Атрею, которые известны нам по Атхарваведе и написанной несколько позже Махабхараты.


Много в Атхарваведе заговоров и заклинаний, направленных на изгнание духов, вызывающих некоторые болезни;  на концентрацию в руках Праны для лечения наложением рук и др.


Помимо чисто медицинской информации в Ведах собраны Гимны, описывающие истрию образования и развития аюрведической науки.


Время, когда жили святые мудрецы, составившие и записавшие основные аюрведические трактаты, невозможно определить.


Существует много всевозможных предположений по этому поводу.


Современные ученые относят их к добуддийской эпохе/ 3000- 1500 лет до нашей эры/, потому что история Индии со времени явления Господа Будды более- мнее известна, но сами тексты говорят о себе, что они были поведаны в незапямятные времена Господом Брахмой- творцом этого мира- прародителю человечества и всех живых существ Дакше Праджапати.


Праджапати научил Аюрведе Ашвини- Кумаров, двух братьев близнецов, богов ветра, ставших первыми врачами полубогов, людей и животных.


Следующим в цепи ученической преемственности стал Индра, полубог дождя, царь небес, распространивший это знание более широко и имевший много учеников,- после Индры образовалось несколько цепей преемственности этого знания, специализирующихся на каком-то определенном отделе Аюрведы.


Существует два основных направления в Аюрведе- терапевтическое и хирургическое.


Помимо Агнивеши у Атреи было еще пять учеников: Бхела, Джатукарна, Парашара, Харита и Кщарапани муни, которые основали свои школы Аюрведы.


Таким образом, одна парампара, цепь ученической преемственности терапевтического направления Аюрведы, пошла от великого мудреца и подвижника Агнивеши, другая- от Хариты, третья- от Бхелы, четвертая- от Джатукарны, пятая- от Парашары, а шестая- от Кщарапани.


Педиатрией занимался мудрец Кашьяпа/ Автор Кашьяпа Самхиты, текста по педиатрии, считавшегося утерянным, но по счастливой случайности найденного среди свитков в одной южно- индийских библиотек/.


А лечением болезней головы- муни Ними.


Хирургическое направление было основано Господом Дханвантари, который поведал это знание Аупадхенаве, Вайтаране, Паущкалавате, Аурабхре, Каравирье, Гопураракщите и Сушруте.


Бхарадваджа, Атрейа, Анивеша и Чарака жили практически в одно время, и, несмотря на то, что Атрейа является воплощением Господа/ Криша Атрея/, Бхарадваджа, как старший по возрасту, считается Его учителем.


Изначально Аюрведа описывается как состоящая из восьми отделов, о которых говорят все без исключения древние авторы.


Это:
1.    Кая Чикитса, или Панчакарма Чикитса/ общая, наружная медицина/.
Эту  ветвь Аюрведы  можно сравнить с современной, неспециализированной терапией.
Это общая нозология болезней, описывающая их симптомы, причины, локализацию в теле и методы лечения.
Тексты, относящиеся к этой ветви, наиболее доступны для понимания. Например, Мадхава Ниданам Самхита или Бхайщаджьяратнавали.
Самый главный текст этой ветви Аюрведы- Чарака Самхита.
Кая Чикитса считается основной и самой главной ветвью аюрведического знания.
Большинство текстов по остальным ветвям Аюрведы считаются утерянными, поэтому некоторые авторы путают или смешивают понятия Кая Чикитса и древнеиндийская медицина/ Аюрведа/.

2.    Баларога Чикитса, или Кумара Тантра/ педиатрия/.
Ветвь, основоположником которой является Кашьяпа муни, описывает нозологию и лечение болезней плода и детских болезней, распорядок дня ребенка, способы повышения иммунитета, а также обряды, проводимые для выбора пола ребенка, устранение токсикоза беременной, защиты беременной от влияния злых духов, облегчения родов, улучшения умственных и физических данных ребенка, а также надлежащих обрядов для детей младше двенадцати лет.
Кашьяпа Самхита- единственный и, к сожалению, не полностью сохраненный текст, относящийся к этой ветке Аюрведы.

3.    Граха Чикитса, или  Бхутавидья/ психология и демонология/.
Эта ветвь Аюрведы имеет дело с мистическими, духовными и психологическими аспектами болезней, а также способами их лечения, защитой от сглаза, порчи, от демонов и духов как божественной, так и демонической природы.
Тексты, относящиеся к этой ветви, закрыты для непосвященных.
Желающие подробнее узнать о ней могут пользоваться Атхарваведой, Белой или Черной Яджурведой и Ригведой, скудные  крупицы этих знаний разбросаны по текстам Кая Чикитсы.

4.    Уртхванга Чикитса, или Шалакья Тантра/ лечение органов, расположенных выше плеч - головы, шеи/.
Врачи этой ветви имеют дело с этиологией, патологией и лечением болезней глаз, ушей, носа и горла.
Основателем этой ветви считается Ними Муни, поэтому ее иногда называют Ними Тантрой.
Тексты, посвященные исключительно этим знаниям, считаются утерянными, скудные крупицы этого знания разбросаны  практически по всем текстам Кая Чикитсы.

5.    Джара Чикитса, или Расаяна Чикитса/ гериатрия - омоложение организма и сохранение молодости/.
Это вторая по значимости/ с т.з. пациентов/ ветвь Аюрведы, включающая в себя не только знания о старении и умирании человеческого тела, но и информацию о мистическом воздействии трав, минералов или животных продуктов на организм человека с целью продления молодости.
Основная цель Расаяна- терапии не в том, чтобы старик вдруг стал молодым/ этим, скорее занимается Бхутавидья/, но чтобы по достижении среднего возраста затормозить или приостановить процесс старения посредством правильной диеты, приема соответствующих препаратов, в том числе животного происхождения, специальных физических и дыхательных упражнений, медитации и поклонения Богам.
Принципы профилактики болезней тоже относятся к знаниям, тщательно скрываемым адептами и врачами этой ветви.
Многие расаяны являются иммуностимуляторами или иммуномодуляторами, предохраняющими от тех или иных болезней.

6.    Дамстра Чикитса/ токсикология/.
Эта ветвь  Аюрведы имеет дело с отравлениями и лечением отравлений.
Врачи этой ветви хранят секреты ядов как минерального, так растительного или животного происхождения, знают все о комплексных ядах и ядах искусственных, которых нет в природе в оригинальном виде.
По виду или запаху пищи они могут безошибочно сказать, отравлена она или нет, а по виду раны- попал ли в нее яд.
 Известный в настоящее время текст, относящийся к Дамстра Чикитса, написан Кашьяпой/ но не автором сохранившейся Кашьяпа Самхиты, относящейся к Кумари Тантре/ и является утерянным.

7.    Шалья Чикитса/ хирургия/.
Это хирургический раздел Аюрведы, которым правит единственный дошедший до нашего времени текст- Сушрута Самхита, в котором подробно изложены довольно сложные хирургические операции, а также этика, распорядок жизни и внешний вид хирурга.
Дханвантари и его последователь Сушрута считаются отцами хирургии.
Сушрута был самым первым хирургом, он проводил не только ампутацию конечностей или удаление инородных тел, но и пластические операции.

8.    Вришйа Чикитса, или Ваджикарана/ лечение импотенции, бесплодия, увеличения сексуальной силы и т.д./.
Это наиболее древний раздел Аюрведы- наука об афродизиаках, сексуальных тониках и половых расстройствах, о любовных играх и предохранении от нежелательной беременности, о средствах для изменения размера половых органов и способах увеличения сексуального удовольствия.
Основные тексты- Анангаранга Кальянамалы и Камасутра Ватсаяны.
За последнее тысячелетие аюрведическое знание расширилось и углубилось, обретя с современной позиции более “научный” подход к патологическому процессу и терапевтическим методам, в ней стало больше областей, поэтому “современная” Аюрведа состоит уже из шестнадцати частей/ Д.г: С.1.2/.
К ним относятся:

1.    Маулика сиддханта/ основная концепция/.
2.    Шарира/ анатомия и физиология/.
3.    Дравьягуна/ фармакология/.
4.    4.Бхайшаджакальпана/ фармацевтика/.
5.    Расашастра/ наука о металлах и минералогия/.
6.    Нидана/ нозология и диагностика/.
7.    Кая Чикитса/ общая медицина и терапия/.
8.    Свастхавритта/ социальная медицина и профилактическая медицина/.
9.    Манаса рога и Бхутавидйа/ психология, психиатрия и демонология/.
10.    Ваджикарана/ наука о любви, сексе, увеличении сексуальной силы и т.д., а также о принципах рождения хорошего и здорового потомства/.
11.    Агада Тантра/ токсикология/.
12.    Шалья Чикитса/ хирургия/.
13.    Шалакья Тантра/ лечение болезней, расположенных выше плеч/.
14.    Расаяна/ иммунология, наука об омоложении организма и всевозможных тониках/.
15.    Каумарабхритья/ педиатрия/.
16.    Прасути Тантра/ акушерство и гинекология/.

Со времен написания аюрведических текстов и Мадхавы, одного из самых первых известных ныне комментаторов на Сушрута Самхиту, было довольно много врачей, написавших комментарии на основные аюрведические тексты, последний из которых Гангадхара, жил и работал в конце девятнадцатого столетия.
И хотя иногда они находились в разных ученических преемтвенностях, опыт одних комментаторов и учителей принимался и использовался на практике последователями остальных школ и других учителей Аюрведы.
В Индии успешно работает множество врачей, лечащих по этой системе и существует множество институтов/ колледжей/, преподающих аюрведическую науку.

За последние пятьдесят лет написаны величайшие  трактаты по аюрведической гинекологии, ведется работа по  исследованию лекарственных растений.
Практически во всех крупных госпиталях и клиниках Индии есть отделения Аюрведы и Панчакарма- терапии.
До сих пор в некоторых старых библиотеках Южной Индии хранятся древнейшие аюрведические тексты, но, к сожалению, осталось очень мало энтузиастов, желающих извлечь их на свет Божий и имеющих средства на их публикацию.
Издавна аюрведические тексты привлекали внимание врачей из других стран.

В первом веке нашей эры были сделаны переводы некоторых основных аюрведических текстов на тибетский и арабский/ Абу Али Ибн Сина в своем “Каноне врачебной науки” упоминает Чарака Самхиту, при халифе Харун-аль-Рашиде был выполнен перевод Мадхава Ниданам Самхиты/,

в сороковых годах двадцатого века - на немецкий,

а в девяностых - на английский.

В настоящий момент ведется работа по их переводу на русский язык.

Таким образом, Аюрведа, являясь наукой о жизни в полном смысле этого слова, развивалась не отдельно от ведического знания, а гармонично с ним переплелась и выкристаллизовалась из него, заняв несколько обособленное положение, но, несмотря на такую позицию по отношению к Ведам, ее принято считать упаведой Атхарваведы, ибо каноны, принятые в этой традиции, не противоречат явленным ведическим писаниям.


Бесспорно, со времен ведической цивилизации прошли столетия, а История имеет свойство утаивать и стирать знания из памяти людских поколений, но Аюрведа не исчезла в глубине веков и выдержала самую главную проверку- проверку временем.

 

 

Вернуться назад