г. Москва:
ул. Марксистская, д. 20, оф.2
М "Марксистская"
.
тел.: +7 (985) 302-02-55
WhatsApp, Vider
E-mail: rossella@list.ru
г. Омск:
тел.: +7 (913) 644-10-78
+7 (904) 824-75-09
WhatsApp, Vider
E-mail: rossella@list.ru

Часть 3. Первоэлементы Глава 2. Пять первоэлементов. Связь их качеств и воздействия

Часть 3
Первоэлементы

Глава 2
Пять первоэлементов. Связь их качеств и воздействия


1.  Образование пяти первоэлементов

Давайте рассмотрим процесс образования каждого из пяти первоэлементов.
Существует две основные школы, по-разному объясняющие этот процесс –
 агни центрическая, как огненная, и акаша центрическая, как эфирная.
Первая школа считается изначальной, а вторая- более поздней.
1.    Агни центрическая  школа считает изначальным, первым и все творящим элементом Огонь, утверждая, что его природа наиболее близка природе Бога и души.
Когда частицы Огня начинают плавиться от собственного внутреннего жара, появляется Вода, которая по мере удаления от источника жара, начинает застывать и постепенно превращается в первоэлемент Земля.
Когда раскаленные частицы Огня начинают испаряться, появляется Воздух. Чем дальше он разлетается от Огня, тем больше разрежается- так появляется Эфир.
В соответствии с этими данными можно составить следующую схему формирования пяти
первоэлементов:

  3                  2            1          2          3
АКАША —   ВАЮ —   АГНИ —   АП —   ПРИТХВИ

К сожалению, все основные тексты, принадлежащие этой школе, в настоящее время считаются утерянными, и на первое место вышла акашацентрическая школа.
Весь современный аюрведический фундамент базируется именно на этой теории.

2.    Акаша центрическая школа считает, что изначальным и первым элементом является Эфир, который формируется непосредственно из первокачества Звука./ Эта концепция  совпадает и с библейским подходом к сотворению мира. Вначале было Слово…/

Процесс формирования каждого из пяти первоэлементов заключается в накоплении Эфиром определенных качеств, которые относятся непосредственно к первокачествам.
При комбинации Эфира с осязаемостью во время его движения возникает Воздух.
При комбинации с Осязаемостью и Формой возникает Огонь.
Этот процесс сопровождается выделением тепла.
При комбинации Эфира с Осязаемостью, Формой и Вкусом возникает Вода и этот процесс  сопровождается растеканием частиц Творения.
При комбинации Эфира с Осязаемостью, Формой, Вкусом и Запахом образуется Земля.
Процесс формирования Земли сопровождается застыванием элементов творения.
Можно составить следующую схему формирования первоэлементов в соответствии с известной школой из Падартхавигьяны :

 “Акашад ваюху ваерагнихи агнирапаха адбьяха притхвихи” —  “Воздух из Эфира, Огонь из Воздуха, Вода из Огня, Земля из Воды”

1                 2                3              4               5
Акаша  —   Ваю    —    Агни       — АП  —    Притхви

Таким образом, исходя из этой теории, мы имеем только Эфир, который в ходе соединения с первокачествами, приобретает новые качества и свойства.

2.  Связь качеств и воздействие первоэлементов

Как вы уже поняли из предыдущих глав, качества и действие тесно взаимосвязаны.
Эту взаимосвязь можно проследить на примере формирования свойств и качеств Воды.
Для ее формирования необходимы: Эфир, Осязаемость, Форма и  Вкус.
Эфир является источником всех остальных первоэлементов.
При соединении Эфира с Осязаемостью, Формой и Вкусом возникает первоэлемент Вода.
Эти четыре элемента являются создающими субстанциями для Воды и пребывают относительно нее в мельчайшей форме.
В данном случае Вода является создаваемой субстанцией и относительно их пребывает в более насыщенной качествами форме, хотя на самом деле и является мельчайшей.
Можно сказать и несколько иначе – для ее формирования необходим Огонь и Вкус, ведь Вода- производное от Огня.
В целом же качество Воды, Вкус соединяется с Эфиром и с составляющими частицами Воздуха и Огня.
Итак, наиболее важным элементом процесса возникновения Воды является Огонь.
Вода является мельчайшей и бесчувственной, ведь все творящие субстанции обладают этими качествами.
Она относится к проявленной материи, ведь обладает формой, измеримым количеством и воздействием.
Качества Воды складывается из первокачеств и доминирующих Гун- Саттва тамо бахула апаха- в ней доминирует Саттва и Тамо- гуны.
Шершавость, Звук, Форма и Вкус- ее первичные качества.
Вкус является ее основным качеством.
Помимо этих четырех первозданных качеств, Вода обладает вторичными качествами: вязкостью, холодностью, клейкостью и текучестью.
Эти качества много более проявлены у субстанций, основным созидающим первоэлементом которых она является, чем непосредственно у Воды, и у Воды более, чем у первокачества Вкуса.
Любой объект, находящийся в форме жидкости, состоит из доминирующего качества этого первоэлемента.

Действие Воды складывается из ее качеств:

1.    Вода помогает формироваться шести вкусам в различных субстанциях —  например, создает сладкий вкус в сахарном тростнике, кислый вкус в лимоне и т.д., а также создает жидкое состояние воды, молока, масел и топленого коровьего масла.
2.    Вода помогает соединению, сцеплению двух и более атомов и многоатомных объектов. “Во всех субстанциях Вода отвечает за соединение частей в единое целое.”
3.    Вода способствует охлаждению большинства субстанций.
4.    Вода способствует растворению и разжижению большинства субстанций.

Существует четыре вида Воды:

1.    Телесная вода/ кровь, лимфа, флегма и др./
2.    Органы вкусового восприятия и вкус сам по себе.
3.    Вода океанов, морей, рек и озер.
4.    Вода, в виде дождя присутствующая в атмосферном воздухе.

Вода- один из основных факторов жизни, поэтому ее часто называют “дающая жизнь”  или “умиротворяющая, дающая счастье”.
В Ведах говорится, что она необходима абсолютно всем живым существам, включая и тонкоматериальные- духов.

Точно таким же образом можно охарактеризовать каждый из первоэлементов.
Это необходимо не только для понимания связи качеств- воздействия, но и для более точной характеристики каждой из трех дош, которые складываются из сочетания двух первоэлементов, и для осознания принципов процесса внутриутробного формирования человеческого тела, его роста и развития, а также механизма возникновения основных заболеваний.
Помимо основных и второстепенных качеств первоэлементы обладают так называемыми мистическими свойствами, связанными с духами, ими управляющими.
Мистические свойства первоэлементов см.  в приведенной выше  таблице/ в предыдущей главе/.

/Продолжение книги следует.
В данном тексте  сохранена орфография и пунктуация оригинала, однако, возможны  технические опечатки, как естественный процесс при работе вручную…/

 

Вернуться в рубрику