Часть 1
Введение
Глава 1
Древнеиндийская медицина и современная действительность
Что же такое Аюрведа и почему в последнее время все больше людей проявляют к ней повышенный интерес, и не только в самой Индии или на Западе, но и у нас в стране?
Все аюрведические тексты относятся к древнейшим Священным Писаниям и включают в себя не только данные о здоровье и болезнях человека, но и о строении окружающего мира, принципах морали и нравственности, обо всей жизни в целом.
Аюрведическое знание согласуется со всеми четырьмя Ведами и со всеми религиозно- философскими системами древней Индии.
К сожалению, за многие тысячелетия своего существования некоторые аюрведические писания были безвозвратно потеряны в толще эпох и не дошли до нашего времени, но те тексты, которыми мы располагаем/ Чарака Самхита, Сушрута САМХИТА, Аштанга Хридаям Самхита, Аштанга Самграха и многие другие/, а также комментарии к ним, да и труды врачей последних столетий поддерживают реку Аюрведы в границах ее берегов, не давая ей обмельчать и засохнуть.
Аюрведа/ Наука о Жизни/ описывает не только строение, принципы работы и болезни человеческого организма, в ней также существуют и ветеринарные разделы- Хасти Аюрведа- Аюрведа для слонов, Ашва Аюрведа- Аюрведа для коней и т.д.
Но, если говорить просто “Аюрведа”, то подразумевается “наука о жизни” для людей.
В наше время многие люди начинают понимать, что их здоровье находится только в их руках, и традиционная медицина с ее таблетками и химически синтезированными на громадных фармацевтических предприятиях лекарственными препаратами не только не открывает и не лечит причину заболевания, но и ведет к образованию бесконечного множества лекарственных аллергий, болезней печени и почек, ко всевозможным побочным эффектам и заболеваниям.
Человек- неотрывная частица живой Природы, поэтому методы лечения дисбаланса в его теле, уме, энергетике и психике должны быть точно такими же натуральными и природными,как и он сам.
Аюрведа отличается как от традиционной медицины, так и от нетрадиционных целительских школ, представленных в России/ Исключая тибетскую и китайскую традиции/.
В отличие от современной медицины, ее методы лечения абсолютно безвредны, природны и натуральны, они неразрывно связаны с человеком, его природой и индивидуальностью.
В отличие же от нетрадиционных школ, Аюрведа обладает знанием, и это знание не спекулятивно, не надуманно, а проверено тысячами поколений врачей.
Одни из основных предметов в аюрведических колледжах- аюрведическая анатомия и физиология- Шариракрия вигьяна, а также Падартха вигьяна- физические принципы строения Вселенной, природы и человека.
Грубо и глупо подходить к человеку только как к думающему, говорящему и двигающемуся физическому телу, забывая, что он- Микрокосм, абсолютно на всех уровнях взаимодействующий с Макрокосмом, этим феноменальным миром, и их невозможно разъединить.
Очень жаль, что современная западная медицина утратила свои корни, уходящие в глубину религии, культов и обрядов. Многие гениальные врачи, светила от медицины, были глубоко верующими людьми. Точно неизвестно, когда произошло разделение этих двух Наук- Науки о Боге и Науки о Человеке, но для западной медицины этот шаг оказался роковым.
Она забыла об истинной природе человека, забыла, что человек возник не в силу эволюционизирования обезьяны, а был сотворен Богом, что он- открытая система и должен находиться в равновесии с природой, что” ширьяте ити шарирам”- каждое мгновение тело меняется, а самое главное- она забыла объяснить человеку принципы здорового образа жизни и почему так необходимо быть здоровым.
Эта деградация западной медицины, по-видимому, связана с общим упадком духовности и религиозности в Европе и Америке за последние двести- двести пятьдесят лет.
К сожалению, многие аюрведические тексты утрачены безвозвратно, но Аюрведа живет в явленных писаниях и прекрасно справляется с болезнями вне зависимости от климата, языка людей или их убеждений.
Закон гравитации фундаментален и действует на все тела без исключения. Также и Аюрведа.
Конечно, в России несколько другие травы, другой климат и погода, но основные принципы всех без исключения процессов одинаковы во всех тчках земного шара, поэтому вопросы о том, насколько Аюрведа приемлема для российской действительности, отпадает сам собой.
Все аюрведическое знание можно грубо разделить на три части.
Первая- для тех, кто хочет быть здоров безо всяких врачей, изменив принципы своей жизни в соответствии со своей Пракрити, индивидуальной конституцией; вторая- для тех, кто не хочет менять свои привычки, убирать слабости и недостатки, а если болеет, то лечится у врача.
Третья часть предназначена для врачей- тех, кто не только лечит, но и помогает людям избавиться от болезней.
Очень радостно заметить, что многие люди “переболели” и традиционной, и нетрадиционной медициной и все чаще стали обращаться не к экстрасенсам, а к китайской, тибетской и аюрведической медицине, к травникам, пиявочникам и всем тем, кто лечит древними, проверенными веками методами.
Так или иначе, эти методы являются частью аюрведического знания, несколько трансформированной под влиянием времени, местности и исторических обстоятельств, но не утратившей до конца своей правоты и функциональности.
Чарака Самхита, как и многие другие тексты, начинается со шлоки, объяснений, зачем много тысяч лет назад людям было дано аюрведическое знание:
Дхарма Артха Кама Мокша
Состояние абсолютного здоровья необходимо человеку для религиозности и исполнения долга/ дхарма/, принесения жертв и отдания долгов предкам, полубогам и родителям/ артха/, а также для поддержания тела- нормального сна, еды, физической нагрузки, работы, регулярного удовлетворения чувственных порывов и т.д./ Кама/.
Дхарма, Артха и Кама способствуют контролю ума и ведут человека к состоянию Мокши- освобождению.
Дхарма шастры/ Ману самхита, например/ настоятельно рекомендует человеку поддерживать свое здоровье на должном уровне, мотивируя это тем, что в здоровом теле легче исполнять свои обязанности, самосовершенствоваться и идти к Богу.
Вернуться назад